Пел Владимир Высоцкий в 1964 году.
Бруно Понтекорво — это американо-итальянский физик, переехавший в СССР и занимавшийся, помимо прочего, маленькими, но очень важными частицами — нейтрино. Есть расхожая байка: однажды Понтекорво гулял в окрестностях Дубны, где находился знаменитый Объединенный институт ядерных исследований. И заблудился. Помочь добраться до города вызвался некий тракторист. По дороге они разговорились.
Понтекорво рассказал, что занимается физикой нейтрино. Тракторист уточнил:
— Вы хоть и говорите по-русски, но не все слова правильно произносите. Нужно не «нейтрино», а «нейтрон».
Рассказывая об этом разговоре, Понтекорво добавлял:
— Надеюсь, я доживу до времени, когда уже никто не будет путать нейтроны с нейтрино!
Это было время, когда про успехи физики говорили не только ученые, но и обычные граждане. Наука находилась в центре общественного интереса. Равно как и поэзия. Шла дискуссия о том, кто важнее – «физики» или «лирики».
Условная «физика» — это про рациональное мышление, про разум, про то, что можно доказать с помощью экспериментов и статистики. «Лирика» же про душу, про чувства, про воспринимаемое на уровне художественных образов. Как правило спорящие стороны приходили к компромиссу: в картине мира полноценного человека должно быть место и «физике» и «лирике».
Владимир Высоцкий характерный представитель «лирики». Он не занимался наукой, подобно многим другим бардам (Александр Городницкий, Татьяны и Сергея Никитины, Виктор Берковский и многие другие). Но на «физику» смотрел с уважением как на некую очень важную человеческую работу…
С «физико-лирических» 60-х прошло уже больше полувека. В Дубне все так же исследуют нейтрино. Люди все так же слушают Высоцкого. Но что значит физика для общества сегодня? Кого сейчас можно считать «лириками»? И как в картине мира современного человека сочетается рационально-доказуемая наука с чувственно-эмоциональными образами искусства?
Лектор: Григорий Тарасевич.
#BODY_TOP##MORE_BTN#...
#BODY_BOTTOM# #HIDE_BTN#
#SIGN#