«Жизнь за царя» по праву занимает место «первой оперы» в истории русской музыки. Встреченная с восторгом современниками, среди которых были В. А. Жуковский и А. С. Пушкин, на протяжении XIX века она превратилась в сочинение государственного значения. Не случайно именно с нее по традиции начинался сезон Императорских театров, а посещение «Жизни за царя» представителями императорской семьи превратилось в своего рода ритуал. В советское время жизнь самой монархической оперы, как можно догадаться, не была простой…
Неизменным было восхищение гениальной музыкой, в которой парадоксально и органично соединились русский фольклор, польские танцы, итальянское bel canto, не уступающее современникам Глинки Россини и Беллини, основательная и педантичная немецкая полифоническая традиция.
На лекции поговорим о русском и западноевропейском в опере «Жизни за царя», об отражении в ней истории.
Лекция проходит в рамках цикла «Оперные шедевры».
Всем нам знакомы названия опер, постоянно появляющиеся на театральных афишах: «Кармен», «Евгений Онегин», «Богема», «Снегурочка», «Золотой петушок»… Казалось бы, не стоит искать новое в сюжетах и музыке, которая «на слуху» у каждого меломана. Достаточно просто получать радость от привычного и от этого не менее прекрасного.
И все же при внимательном взгляде, вслушивании в давно известном можно найти то, что раньше не было замечено и прочувствовано. Почему одни оперы остались в истории шедеврами на все времена, а другие были забыты? С какими певцами связаны наши представления об эталоне трактовок тех или иных оперных партий? Что является «ядром» оперных сюжетов и возможно либо неизбежно ли их обновление в течение времени? Как в сценической истории опер отражалась сама публика, ее мирочувствование и мировоззрение? Поиску ответов на эти и другие вопросы будут посвящены лекции Олеси Бобрик.
Кандидат искусствоведения, музыковед, журналист, продюсер. Старший научный сотрудник Сектора истории музыки Государственного института искусствознания, сотрудник Архива Нотной библиотеки ГАБТ России, доцент Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Постоянный автор статей и интервью, публикуемых на сайте Большого театра.
#BODY_TOP##MORE_BTN#...
#BODY_BOTTOM# #HIDE_BTN#
#SIGN#